Перспективы дальнейшей цифровизации в государственном управлении Республики Узбекистан

Перспективы дальнейшей цифровизации в государственном управлении Республики Узбекистан

02 января 2022

Одним из главных приоритетов нашей республики является развитие сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий.

Это подтверждается принятием Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года №УП–6079.

Основной целью Стратегии являются ускоренное развитие цифровой индустрии в республике, повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также обеспечение реализации задач по развитию телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи, расширение сетей фиксированного и мобильного широкополосного доступа, модернизация и расширение магистральных телекоммуникационных сетей, создание необходимой инфраструктуры для развития мультимедийных услуг, совершенствование комплексов информационных систем и баз данных системы "Электронное правительство", повышение качества и эффективности государственных услуг, практическая реализация механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации.

В рамках данной Стратегии были реализованы комплексные меры в различных отраслях и сферах, прежде всего в государственном управлении, образовании, здравоохранении и сельском хозяйстве.

Ниже мы остановимся на отдельных примерах, которые были реализованы в рамках принятой Стратегии.

В частности, на Навоийском горно-металлургическом комбинате внедрена система автоматического управления, которая позволяет обеспечить удаленное управление технологическими процессами производства, в сфере образования внедрена информационная система «Управление процессом высшего образования», которая позволила управлять образовательными, научными и финансовыми процессами и сформировать единую электронную базу данных студентов, внедрить систему выдачи дипломов о об окончании высшего учебного заведения.

Кроме того, в целях внедрения единой системы цифровой идентификации граждан, широкого внедрения инновационных технологий в различных отраслях экономики, социального обеспечения и защиты населения, эффективного использования первичных данных о физических лицах для информационного взаимодействия между различными государственными системами учета с 1 января 2021 года была внедрена система оформления и выдачи идентификационных 
ID-карт в Республике Узбекистан, услугами которой, на сегодняшний день воспользовалось более 890 тысяч граждан Республики Узбекистан. Внедрение ID-карт позволило приостановить практику затребования правоустанавливающих документов таких как, диплом, свидетельство о бракосочетании, военный билет, водительское удостоверение и др.

Конечно, успешная реализация вышеназванных проектов была бы невозможна без кардинальной цифровой трансформации, в которой центральную роль занимает «электронное правительство», выступающее в роли платформы, позволяющей создание интерактивной и автономной многоканальной доставки, гибкое развитие электронных государственных услуг, расширение электронного участия и партнерства, принятие информационных подходов, укрепление цифрового потенциала для предоставления услуг населению.

В частности, динамика передачи данных посредством межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство» показывает, что, если показатель информационного взаимодействия между государственными органами и ведомствами в 2018 году составил 25 млн., то по итогам 2021 года данная цифра превысит 1.4 млрд.

Достичь указанных показателей удалось благодаря интеграции 146 сервисов, получаемых 120 информационных систем 23 государственных органов, что позволило сократить время 
и издержки в получении населением и субъектами предпринимательства государственных услуг.

Благодаря интеграции сервисов получения информации в межведомственную интеграционную платформу количество оказываемых государственных услуг увеличилось до 300: из них бесплатных 185, 181 услуга не требует подтверждения ЭЦП, 217 услуг предназначены непосредственно для субъектов предпринимательства.

Увеличение количества оказания государственных услуг в электронной форме позволило экономить 16.8 млрд сум бюджетных средств в год.

Все проводимые реформы в Республике Узбекистан и широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий, являющихся наиболее перспективным сектором современной экономики, служат началом построения системы решения социальных проблем, программы, принимаемые в рамках реформ, служат улучшению социальной среды в обществе и повышению благосостояния населения.

Так, итогами принятия Указа Президента Республики от 23 марта 2021 года №УП-6191 «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении» и Указа Президента Республики от 24 июля 2021 года №УП-6269 «О мерах по совершенствованию инфраструктуры оказания государственных услуг и расширению доступа населения к государственным услугам» стало уменьшение количества справок за требуемых государственными органами с граждан при оказании государственных услуг и продвижения социальных реформ.

Данными нормативно – правовыми актами было отменено затребование с граждан более 30 различных справок.

Наряду с вышесказанным, стоит отметить разработанное мобильное приложение, предназначенное для использования портала интерактивных государственных услуг гражданами. Данное приложение имеет удобный интуитивно понятный интерфейс и адаптировано для лиц с ограниченными возможностями, что позволяет расширить охват оказания государственных услуг населению.

В настоящее время с помощью мобильного приложения можно получить более 81 государственных услуг, 19-ю из которых можно воспользоваться без прохождения регистрации, а проверить платежи за коммунальные услуги.

Кроме того, в рамках реализации Стратегии по итогам каждого квартала проводится оценка рейтинга состояния цифровой трансформации органов государственного и хозяйственного управления. При формировании рейтинга учитываются такие показатели как: открытость и электронное участие, количество электронных государственных услуг, состояние информационной безопасности и др.

Сегодня начатые реформы приобрели необратимый характер, сегодняшнее общество кардинально преобразилось, отражение позитивных результатов проводимых реформ в различных мировых рейтингах создало возможности для выхода страны на новый этап – этап развития цифрового общества, в котором «Электронное правительство» служит опорой гражданину и локомотивом экономики нашей Республики.

Поделиться:
Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан
Единый портал интерактивных государственных услуг
Национальный правовой информационный центр